Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Перед регистрацией важно знать:
Регистрация на нашем хорошем сайте знакомств - абсолютно бесплатна!

Полезный совет:
- Интересный ник привлечёт больше внимания к твоей анкете!

Всеволод, 68 - 9 декабря 2013 20:15

Все
= ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ: "РЕМЕСЛО ПИСАТЕЛЯ" =

3.7. К ВОПРОСУ ОБ ЭТИКЕ ИЛИ О ТОМ, ЧЕГО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ
Многие начинающие авторы, увы, наступают на одни и те же грабли, больно ударяющие древком в изумленное от удивления лицо. Написал, опубликовал, раздал всем окружающим, а ни от кого спасибо не получил, одни косые взгляды. А то и хуже. Были друзья-знакомые, да сплыли. А то, и еще хуже: раздают опусы в рукописи: читайте, любуйтесь, это я написал! Итог тот же, если не хуже.
В чем дело? А дело здесь как раз в этике. А именно: всегда легче описать реальные события с точки зрения очевидца, всегда легче взять реальных персоналий, чем выдумывать (творить) сюжет и героев.С кого пишет молодой автор? Конечно, со своих близких и знакомых. И не только молодой, многие годами эксплуатируют образы тех, кто рядом. Хорошо еще, если те в курсе и не возражают. Чаще все иначе. Помните Незнайку-художника? Всем вокруг понравились портреты других. Но, никому не понравилось свое изображение. Так и здесь. И не имеет значения, что вы переделали фамилию и заменили инициалы. Те, кто узнает себя в ситуациях или, не дай бог, портретах, дружно начнут не благодарности посылать, а критику вплоть до разрыва отношений. И все потому, что каждый человек всегда имеет свой взгляд на событие, отличный от точки зрения других. Причем, автор, как правило, ни о чем обидном и не помышлял. Он просто рассказал так, как понял, как "прочувствовал момент сам". Просто слабо включил (или совсем забыл включить) фантазию. И вот результат. То, что можно себе позволить в публицистическом произведение, нельзя допускать в художественном."Если ты будешь слишком груб в описании какого-либо героя, - предупреждает Н. Басов, - да еще присвоишь ему имя реально действующего персонажа, он запросто может потащить тебя в суд. Даже если ты никогда не опубликуешь свой роман, если его никто, кроме ближайших приятелей, не увидит" . И добавляет: "не переусердствуй в нахальстве. Это не только не окупится, но даже вовсе обернется прямым ущербом, прежде всего для тебя. если ты думаешь опубликоваться, . тебе придется проверить весь свой текст на предмет нарушения этических норм" .
Для того, чтобы избежать таких казусов и не испытывать дружбу, привязанности и хорошие отношения, необходимо (если не пишите мемуары с условиями публикации после смерти) как можно дальше отходить конкретики реальных событий и реальных персоналий. Не забывайте, что вы пишите именно художественное произведение, а не продолжаете дело летописца Нестора.
А в том случае, когда у кого-нибудь из вашего окружения начинает закрадываться мысль о необходимости "разоблачения", начинаются неприятные вопросы - кто имелся в виду и прочее, советую использовать пояснения В. Токаревой, звучащее примерно так: писатель есть пчелка. Он летает по разным лесам и полям, садится на разные, красивые и страшные, цветы. В результате получается мед. И неправы те, кто говорит: я узнал это поле, я узнал этот лес, я знаю этот цветок. Нет никаких определенных лесов, полей и цветов. Нет, и не было. Все в творчестве писателя складывается лишь из собирательных образов.
Будете отвечать в этом духе - сохраните любые отношения. А лучше, все же, заранее дать волю фантазии и ни в коем случае не использовать имена-фамилии описываемых, если не было заранее дано их согласие. И не питайте иллюзии, что кто-то не узнает, не поймет, не заметит. Подчистить черновик "этически", не менее важно, чем убрать все слова-паразиты, фразы-гусеницы и пр.
Кстати, Н. Басов в используемой нами книге, подчеркивая важность вопроса подбора имен и фамилий главных героев, отводит этому аспекту творчества целую главу . Автор советует не торопиться с окончательным решением этого немаловажного вопроса, наделять героев именами как можно позже, когда характер персонажа проявится полностью. До этого можно раздать персонажам лишь условные имена.
Итак, ясно. НИГОГДА НЕ ПОКАЗЫВАЙТЕ РУКОПИСИ ОКРУЖАЮЩИМ! НИКОГДА НЕ СПЕШИТЕ С ОКОНЧАТЕЛЬНЫМИ РАССТАНОВКАМИ ИМЕН И ФАМИЛИЙ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ!
Даже в том случае, если Вы опубликовали рассказ в журнале или у вас вышла первая книжка - не спешите её раздавать всем окружающим. Зачем? Вам нужны косые взгляды и пересуды? Тот, кто захочет прочитать, купит журнал/книжку и составит мнение об авторе. Понравится - купит еще. Не понравится - проголосует рублем "Я против!" М. Веллер на этот счет пишет: "Ведь что бы тебе ни сказали - ты только сам знаешь, чего стоит написанное тобой. Так зачем тебе оценки, которые ни на что вроде повлиять все равно не могут?!"
Если очень хочется кому-нибудь показать и узнать мнение о своем очередном шедевре - поместите его на страницы одного из крупных литературных сайтов, в изобилие имеющихся в инете . Здесь, по крайней мере, текст прочтут ваши же коллеги. Их советы, порой, значительно полезнее, чем соседа по лестничной площадке или дальних родственников.
Что еще можно отнести к "детской болезни" литераторов?
Н. Воттс, к примеру, в книге "Как написать повесть" настоятельно советует "не разглашать никому своих мыслей и задумок". "Речь идет не о том, - пишет автор, - чтобы держать все в секрете, просто сам творческий процесс имеет характер глубоко личный и натуры он весьма деликатной: преждевременное проявление может его убить". "Не из страха, - продолжает Н. Воттс, - что кто-то украдет твою идею, но потому, что твой собственный энтузиазм иссякнет, если ты слишком много на эту тему будешь распространяться".
Как здесь не вспомнить известную поговорку: "ПИСАТЕЛЬ НЕ ТОТ, КТО ДУМАЕТ НАПИСАТЬ, А ТОТ, КТО ПИШЕТ".

Добавить комментарий Комментарии: 0
© Сайт "Хорошие Знакомства" работает на технологии лавпланет. За что ему большое спасибо!

Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.