Все
Отредактировано:03.10.09 14:15
Недавно зашел разговор о современном искусстве, и в частности о таком явлении как перформанс. Моя знакомая пыталась объяснить принципы концептуального искусства вообще, и философию взаимодействия со средой. На фоне впечатлений от посещения фестиваля (он так и назывался, я не преувеличиваю), все эти красивые и правильные слова блекли и только вежливость не позволяла мне назвать то, что я видел и слышал откровенным дерьмом… Впрочем, я все-таки увлекся и произнес это слово…
Что же меня раздражало? Я попытался осмыслить это и пришел к простому выводу - меня обманывали, говоря словами Стругацких – выдавали псину за баранину. Поясню. Для восприятия искусства нужно две принципиально необходимые вещи – объект и субъект. Наблюдатель и объект наблюдения. Если одно отсутствует – искусства нет. Т.е именно это разделение позволяет появиться такому понятию как искусство. Должен ли наблюдатель готовится к восприятию объекта? Красоту природы человек воспринимает непосредственно. Если у одного субъекта, природный ландшафт, вызывает определённые эмоции, то вероятность того, что другой субъект, откуда бы он ни был, испытает схожие чувства, весьма высока. Следовательно, мерило)))) вмонтировано в нас как базовая опция. Неважно, появилось оно как дополнительный бонус в процессе эволюции, или это желание разработчиков – важно, что оно присутствует. Если мы подключаем настройку восприятия в виде осмысления увиденного, то можем получить результат совершенно противоположный непосредственному восприятию. Вроде как призма, расщепляющая белый луч на семь световых составляющих. Сознательное восприятие манипулирует потоком информации до такой степени, что может генерировать его из ничего, т.е. искать мифическую кошку в темной комнате. Отсюда следует, что подготовленный зритель, может получить эстетическое удовольствие от чего угодно, даже не смотря на то, что сам объект восприятия может быть, негативен и даже разрушителен, для наблюдателя! Суть концептуального искусства – облегчить задачу творцу и под видом шедевра впарить зрителю откровенную чушь. Не надо подготавливать долго и тщательно объект восприятия, достаточно подобрать правильный раздражитель, подвести под неё концепцию, а дальше правильно подготовленный зритель сделает все сам.
В моем случае это была абсолютно голая девица, в рыжем парике, с проколотыми сосками и всё вот это читало стихи загробным голосом. Публика втыкала… А я думал, что вот, например, сонеты Шекспира, доставили мне бы удовольствие независимо от того, где и кто бы их ни читал, просто по факту - хорошие стихи. А вот тот гон, который несёт эта ведьма)), вызывает рвотный рефлекс, несмотря на то, что девица вообще была неплоха.
А ещё подумал, что прав Булгаков, к черту теории, самое главное талант и умение. И если первое дается как базовая опция, то второе достигается непрестанным совершенствованием. И кроме этого нет ничего, что было бы достойно внимания…